Информация

Детский рисунок : комплексное искусствоведческое исследование

 Художественная  ценность детского рисунка как феномена специфической творческой деятельности человека на раннем возрастном этапе его развития. Художественная природа и художественные достоинства детских рисунков наиболее полно могут быть раскрыты лишь при глубоком искусствоведческом анализе.

Детский рисунок как произведение художественно-изобразительного творчества достоин искусствоведческого изучения.
Детский рисунок является самобытным художественным явлением.

Всё большее число музеев приобретают произведения детского художественного творчества.
Всё активнее теоретики искусства пытаются определить место детского изобразительного творчества в мире искусства.

Недостаточность профессионального интереса к детскому рисунку со стороны искусствоведения, поскольку:

-Детское творчество традиционно воспринимается взрослыми как «не настоящее» или, вернее, как «пока не настоящее», т.е. как прототворчество.
-Искусствоведческий аналитический инструментарий возник (И.И.Винкельман, XVIII в.) и всё ещё действует в основном в контексте профессионального искусства - в классической и академической предметно-иллюзорной живописи и рисунке.

Дети достигают большой художественной выразительности собственными способами - за счёт экспрессивности образов, характерности форм, чувственности цвета, смысловой содержательности своих произведений. Именно эти стороны детских рисунков волнуют, удивляют и восхищают зрителей.
Именно в детских рисунках, в простоте и ясности изображения, в искренней эмоциональности, живости и оригинальности рисуночного языка, в ярком и гармоничном колорите есть своеобразная  художественная  выразительность. Многие художники не только восхищались детскими рисунками, но даже избрали своим творческим методом отношение детей к рисованию (искреннее по наитию и выразительное в своей простоте). Однако суждения художников-практиков имели преимущественно эмоциональный характер и не содержали научной -искусствоведческой - оценки результатов детского рисовального творчества.

Сущность детского художественно-изобразительного творчества подобна сути творчества профессиональных художников; она заключается в целостности личностных переживаний автора и его продуктивных действий, которые заканчиваются созданием рисунка, обладающего нередко качествами художественного произведения;
Детский рисунок, подобно иному произведению изобразительного искусства, достоин внимания, оценки и признания художественной критикой.
Детский рисунок есть произведение художественного творчества.

Существует необходимость искусствоведческого анализа произведений детского рисовально-изобразительного творчества как особого явления в искусстве
Рисовально-изобразительная  деятельность  детей есть художественное творчество; детский рисунок - самостоятельное целостное явление изобразительного искусства
Детское рисование как объективный феномен человеческой культуры и художественно-творческой практики имеет многофункциональное значение и результируется в произведениях -детских рисунках, многие из которых обладают качествами и достоинствами произведений изобразительного искусства. Это специфическое явление в искусстве - детское искусство, обладающее самобытными особенностями и уникальными достоинствами.

Детское рисование - это художественно-образная творческая деятельность детей, имеющая свои характерные особенности, устойчивые формы и закономерности развития. Детское рисование имеет эмоционально-эстетическую природу, относится к сфере изобразительного искусства. Его результатом является создание художественных произведений, оказывающих эмоциогенное воздействие на зрителей.
Этот феномен (детский рисунок) ограничен рамками детства, но является достоянием человеческой культуры в целом. Морфологический подход с позиций определения моментов зарождения и развития художественной образности в детских рисунках позволил создать новую периодизацию детскою рисования: доизобразительное рисование, изображение как образ предмета, изображение как образ явления/события, изображение как образ знания, изображение как художественный объект, изображение как образ проблемы/идеи, изображение как образ внутреннего «Я».
Исследование рисунков детей разных категориальных групп («вундеркиндов», «правшей», «левшей», девочек, мальчиков, детей с ограниченными возможностями, детей - учащихся художественных студий и школ) привело к выводу об универсальной позитивной многозначности рисования для всех детей и о том, что детский рисунок проявляет особенности и уникальные художественные достоинства творчества этих детей.
Детское творчество - это особый вид изобразительного искусства, обладающий своими принципами и методами изобразительно-творческой деятельности, видоопределяющими свойствами и специфическими качествами.
Детский рисунок как самостоятельное художественное явление, обладающее собственными видоопределяющими свойствами и качествами, занимает в пространстве изобразительного искусства своё суверенное место.
Детский рисунок позволяет понять естественный, простой и глубокий смысл детского художественно-творческого мышления.

Материалы диссертации Некрасовой-Каратеевой легли в основу учебных пособий: «Как смотреть и видеть детский рисунок» и в коллективном учебном пособии «Анализ и интерпретация художественного произведения» (2005), а также отражены в 44 статьях
Внедрение результатов исследования включало также участие диссертанта в работе в качестве председателя Совета по детскому художественному творчеству при Санкт-Петербургском союзе художников России.